Общие Правила:
"Удерживайтесь от всякого рода зла." (1Фесс.5:22) и постарайтесь
"... не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:29)

24 - От Матфея Святое Благовествование

Ответить
Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1314
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Контактная информация:

24 - От Матфея Святое Благовествование

Сообщение Jakob »

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему
здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется
здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине
и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и
кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих
прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо
надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и
землетрясения по местам;
8 всё же это -- начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы
всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят
друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во
свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила,
стоящую на Святом месте, -- читающий да разумеет, --
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не
будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради
избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, -- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса,
чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", -- не выходите; "вот, Он в
потаенных комнатах", -- не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так
будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света
своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все
племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с
силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от
четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и
пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой
один;
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до
того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -- так будет и
пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет
вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын
Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над
слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет
господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, --
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в
который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет
плач и скрежет зубов.

Скачать аудио 3,5 Mb
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!

Аватара пользователя
Jakob
Администратор
Сообщения: 1314
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
Контактная информация:

Лопухин: 24 - От Матфея Святое Благовествование

Сообщение Jakob »

ГЛАВА XXIV.
Повод к эсхатологической речи Христа (1—3). События пред концом (4—14). Бедствия пред вторым пришествием (15—28). Второе пришествие (29—31). Увещания к бодрствованию (32—51).

1. (Марк XIII, 1; Лук. XXI, 5). Синоптики указываюсь точно, куда вышел Спаситель с Своими учениками, именно на гору Елеонскую (Mф. ст. 3, Марк. XIII, 3), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем их тогдашним великолепием. Это подтверждается и замечаниями Матфея XXVI, 6 и Марка XIV, 3, откуда видно, что после длинной «эсхатологической» речи, произнесенной на горе Елеонской, Иисус Христос прибыл в Вифанию, не возвращаясь пред тем в Иерусалим. Он оставил храм с словами: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Mф. ХXIII, 38). «Он как бы отряс пыль от ног Своих пред домом, который должен был оставаться пустым». На пути на некоторое время здания храма перестали быть видными. Но после одного крутого поворота на дороге они опять представились взору во всем своем великолепии. Ученики, сопровождавшие Христа, и, конечно, слышавшие Его слова о запустении храма, не могли ясно и хорошо представить, каким образом это запустение возникнет на месте того великолепия, которое было всем видимо. Постройка храма начата была лет за 20 до Р. X. Иродом I и окончена около 63 года по Р. X. Здания не были еще окончены, но были уже великолепны. Храм был одним из чудес света. Какой смысл имела эта постройка? Все иудеи соединяли с Иерусалимом и храмом самые блестящие надежды, которые осуществятся с пришествием Мессии. А теперь Мессия говорит, что храм запустеет. Поэтому ученики подошли ко Христу ближе (во время пути) и указали Ему на великолепие ??????, т. е. самого храма и окружающих его построек. По Марку несколько иначе—ученики не показывают Христу здание храма, а говорит с Ним только один ученик о том, какие камни и какие здания; по Луке опят несколько иначе,—некоторые,—вероятно из учеников,—говорили Христу во время пути, какими дорогими камнями и «вкладами» украшен храм. Во всех этих рассказах нет ни малейшего противоречия в показаниях синоптиков, и все могло быть именно так, как они рассказывают, при чем один из них обращает внимание на одно, а другой на другое.

2. (Марк XIII, 2; Лук. XXI, 6). Так как по Марку XIII, 1 с Христом говорил только один ученик, то в XIII, 2 Он и отвечает только ему одному. У Матфея и Луки Он говорит со всеми учениками.—Если ученики не могли примирить мысли о предстоящем запустений храма и всех храмовых построек с их тогдашним великолепием, то Христос теперь только усиливает прежде высказанную Им мысль, говоря, что в храме будет не только внутреннее запустение, но и внешнее, что от того, чем любуются ученики, не останется камня на камне. Все это исполнилось буквально. ??????? ??????? ??? ??? ?? ????? ?????? ??? ??? ???? ???????????? (кесарь повелевает срыть весь город и храм), говорит иудейский историк (Иосиф, Война, VII, 1, 1). Во время иудейской войны и взятия Иерусалима Титом, храм был сожжен, а «город сравнен с землею». Только три башни во дворце Ирода и част стены были оставлены, первые—как памятники бывшей некогда крепости города, а последняя—в качестве защиты при возобновлении осады. Похвальною речью войску, наградами за выдающиеся воинские подвиги, благодарственной жертвой и пиром отпраздновал Тит трудно и со многими жертвами достигнутую победу (Шюрер). Иерусалим пал в сентябре 70 года по Р. X.

3. (Марк XIII, 3; Лук. XXI, 7). Во время восхождения на гору Елеонскую Иисус Христос остановился и сел. Марк добавляет: «против храма» (????????? ???? ??????). «Наедине» (???’?????) показывает, что разговор происходил только в присутствии учеников и дальнейшая речь сказана была только им. Выражение ?????? (это) у всех синоптиков, по-видимому, не должно было бы возбуждать особенных недоумений. Раньше Христос сказал о разрушении Иерусалима и храма, и вопрос, когда «это» будет, со стороны учеников понятен и естествен. Он, может быть, вызван был и тем обстоятельством, что ученики опасались, как бы им самим не сделаться свидетелями разрушения. То, что предсказывал Христос, было само по себе страшно. В этом и могло заключаться основание для вопроса учеников. Но если совершенно понятен и естествен первый вопрос (когда это будет?), то, напротив, второй представляет значительные трудности для толкования. Лука и, по-видимому, Марк ограничиваются только вопросами, относящимися к разрушению Иерусалима (Златоуст: ? ?? ??????? ?? ????? ?????? ?? ???????, ?? ???? ???? ???????????),—хотя у них и не один, а два вопроса. Но Матфей к вопросу о разрушении Иерусалима присоединяет еще вопрос о так называемой парусии,—не вполне точно переведенной в русском словом «пришествие», — и о «кончине века». Что это значит? Какая связь между вопросами о времени разрушения Иерусалима и о «присутствии» Христа и кончине века? Ясно, что для понимания этого, мы должны обратит внимание на самое значение слов «парусия» и «кончина века». Слово парусия употреблено только в Евангелии Матфея, в первый раз здесь, и потом по одному разу в XXIV, 37 и XXIV, 39—только в одной, следовательно, рассматриваемой главе. Но оно несколько раз встречается у ап. Павла (1 Кор. XV, 23; 1 Фесс. II, 19; III, 13; IV, 15; V, 23; 2 Фесс. II, 1, 8), Иакова (V, 7, 8), Петра (2 Петр. I, 16; III, 4, 12) и Иоанн. (1 Ин. II, 28). Во всех этих случаях говорится о парусии Христа. Но кроме того у одного только ап. Павла встречается употребление этого слова вообще о людях (1 Кор. XVI, 17; 2 Кор. VII, 6, 7; X, 10; Фил. I, 26; II, 12) или об антихристе (2 Фесс. II, 9); в русском ???????? переводится то словом «прибытие», то «присутствие», то «пришествие». Парусия может означать и пришествие (adventus), но только в переносном смысле. Собственное значение слова,—от ????—предлога, указывающего на близость, и ????—есмь,—есть присутствие, и притом близкое, личное явление. По употреблению у ап. Павла, когда он говорит о Христе, слово это означает вообще второе Его пришествие. Нигде в новом завете оно не употреблено о воплощении Христа, даже во 2 Петр. I, 16. Слово встречается у Игнатая (к Филад. IX. 2), где также употреблено в смысле второго пришествия Иисуса Христа (????????? ?? ?? ???? ?? ??????????, ??? ????????? ???? ????????, ?????? ????? ?????? ????????, ?? ????? ?????? ??? ??? ?????????), Ерма (Sim. V, 3—? ?? ???????? ???? ????????, ? ?????? ? ?????????? ??? ??? ????????? ??????), Иустина (Триф. 52 — ???????????, ??? ??? ???? ???????? ????????? ???????). Словом ????????, употребленным у aп. Павла 1 Кор. XV, 23, означается, очевидно, не только пришествие Христа само по себе, но и принадлежащая Ему сила и власть воскрешать мертвых. Предлагая свои вопросы Христу, ученики едва ли думали о воскресении. Но что они приписывали Христу какую-то необычайную власть, несвойственную обыкновенному человеку, видно из того, что связывали Его второе присутствие ст. ????????? ???? ???????—концом века. Выражение это еще труднее, чем парусия. По значению слово ????????? одинаково с ?????, но с тем различием, что, по крайней мере иногда, означает окончание чего-либо при соучастии какого-нибудь лица. Если бы ученики выразились иначе: «какой признак Твоего присутствия и конца века?» и употребили бы здесь ?????, то это значило бы, что конец века был бы независим от личного присутствия Христа. Другими словами, ученики предложили бы Христу не один, а два вопроса, первый—об Его явлении, присутствии, пришествии, и второй— о конце века. Но слово ????????? поставляет в связь конец века с пришествием Христа. Отсюда видно, как важно для экзегетики и апологетики это евангельское выражение. Ни одному обыкновенному человеку нельзя было бы предложить подобного вопроса. Он был предложен и мог быть предложен только Лицу, которое спрашивающие признавали за Мессию. Отсюда же видно, что ученики предложили Христу не три вопроса, как утверждает Иероним (interrogant tria: quo tempore Jerusalem destruenda sit; quo venturus Christus; quo consummate saeculi futura sit), а два — потому что последние вопросы представляют, так сказать, только двойную форму одного и того же вопроса (грамматически один). «Кончина века» (????????? ???? ???????)—было «техническим апокалипсическим выражением». С этим можно согласиться, потому что выражение, употребленное у Даниила (LXX) XII, 4, 13, сделалось по-видимому ходячим и перешло в тогдашнюю апокалипсическую литературу (см. ап. Варуха XIII, 3; XXVII, 15; XXIX, 8; XXX, 3; LIV, 21; LVI, 2; LIX, 8; LXXXII, 2; LXXXD3, 7, 23; Ass. Mos. I, 18; Энох XVI, 1 и проч.). В евангелиях ????????? встречается только у Матфея (XIII, 39, 40, 49; XXIV, 3; XXVIII, 20) и однажды в послании к Евр. (IX, 26). Слово «век» встречается в нов. завете весьма часто. Оно не значит здесь, как справедливо замечают, «мир» или «вселенная», но именно «век», т. е. известный периюд времени с его особенными характеристиками. Вопрос учеников можно, поэтому, перефразировать так: какой признак Твоего присутствия (пришествия) и соединенного с ним обновления этого мира, его преобразования к лучшему. Неудовлетворительность тогдашнего состояния общества заставляла многих стремится к лучшему и ожидать его. Об этом лучшем предсказывали пророки. В последствии эти ожидания выродились в хилиазм. «В вопросе учеников предполагается, что между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Христа будет промежуток, во время которого они не увидят Его опять. Ученики не могли не обратить на это внимания; и поэтому ни их вопрос, ни речь Господа, не ставили целью соединить оба эти события. Это необходимо иметь в виду при изучении слов Христа» (Эдершейм). Век, о котором говорили ученики был «настоящий злой век».

4. (Марк XIII, 5; Лук. XXI, 8). Слова Спасителя служат ответом на предложенные учениками вопросы (??????????—только у Матфея). Неизвестно, почему ??????? передано здесь в русском переводе словом «берегитесь», хотя, конечно, слово имеет и такое значение. Лучше—тщательно наблюдайте, смотрите. Перевод «не прельстил вас» не точен, не выражает смысла подлинника и затемняет речь. Прельстил чем? В греческом у всех евангелистов ??????, значит сбивать с прямого пути, заставлять блуждать, водить туда и сюда, обманывать. Таким образом ученики должны были тщательно наблюдать, чтобы их не ввел кто-нибудь в заблуждение и не обманул. Как видно, первый вопрос учеников: «когда это (т. е. разрушение Иерусалима) будет?» оставляется без ответа, по крайней мере прямого. На второй вопрос о пришествии и кончине века также не дается прямого ответа в 4 стихе. Но так как дальше говорится именно об этом, то на 4 стих можно смотреть, как на вводный ко всей дальнейшей речи. Справедливо было замечено, что в дальнейшей речи Христа излагается если не исключительно, то преимущественно практическое учение, что она не имеет целью раскрыть преждевременно судеб мира и определить часа и дня (вообще времени) конца мира, а только научить учеников, как они должны вести себя при постоянном ожидании конца мира. Эта «эсхатологическая речь» Христа полна непреодолимых трудностей для толкования, что вполне понятно, так как дело идет здесь вообще о будущих судьбах мира. На объяснение ее потрачено было огромное количество труда. Она была причиною многочисленных заблуждений, происходивших вследствие неправильностей ее толкований. Для правильного истолкования ее нужно прежде всего иметь в виду, что в ней с одной стороны говорится о судьбе Иepyсалима, с другой — о будущих судьбах царств, и с третей — о конце мира. Этот тройной ее смысл мы будем для краткости называть первым, вторым и третьим смыслом. Она имеет, хотя и легкое, отношение к судьбе и жизни и каждого отдельного человека. Некоторые (не без успеха) пытались истолковать ее исключительно о судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие только—о конце мира и втором пришествии. То и другое толкование можно считать правильным. Чтобы понять, каким образом это происходит, нужно иметь в виду, что речь раскрывает такие события, которые, как мы сказали, можно рассматривать с трех главных сторон или точек зрения. Это легче видеть на примере. Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий—взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше, то увидим предсказание о судьбе народов и царств; если еще выше—то о последних судьбах мира. Между этими тремя главными точками зрения есть, понятно, много промежуточных, которые делают для одних понятным одно, а для других—другое. В речи обнаруживается тончайшее и многообъемлющее знание народной психологии, уже отчасти проверенное и доказанное историей. Никто не мог произнести такой речи, кроме Христа. Чтобы понять это, мы должны предположить, что какой-нибудь историк, или ученый, или просто провидец попытались бы изложить кратко и в общих чертах (на пространстве 51 стиха) прошедшие и уже знакомые судьбы человечества. Мы не можем ожидать, чтобы их труд был вполне совершенным, потому что обнять и кратко изложит всю массу прошедших событий—это трудно для всякого человека, какими бы знаками он ни обладал. Этот пример дает нам возможность понять, как трудно, хотя бы только и в общих чертах, говорить исключительно о будущих судьбах человечества. Такая задача не могла быть выполнена с таким совершенством никем, кроме Христа. Многие пытались доказать, что речь Его есть только отражение тогдашней иудейской эсхатологии. Но Эдершейм с массою цитат доказывает что иудейская эсхатология двигалась в совершенно противоположном направлении, чем мышление Христа. Подлинность этой речи оспаривается мало. «Планомерное единство речи у Матфея, говорит Цан, исключаете гипотезу, что тут был вставлен в первоначальном контексте материал, почерпнутый не из припоминания речей Иисуса, а из какого-нибудь иудейского или христианского апокалипсиса». Контраст между Иудейской картиной последнего суда и тою, какая очерчена в евангелиях, столь поразителен, что это одно может служить защитой (если это нужно) эсхатологического отдела нового завета, равно как и доказательством, какое огромное расстояние существуете между учением Христа и теологией синагоги (Эдершейм). — В рассматриваемом стихе Спаситель говорит прежде всего о нетерпении учеников. В нем лежит опасность, что «они сделаются жертвой обманных возвещений об Его присутствии» (Цан). Поэтому Он приглашает их к осмотрительности; они должны беречься, чтобы, при ожидании истинного Мессии, не подпасть какому либо обману.

5. (Марк XIII; 6; Лук. XXI, 8). Та же мысль, но в совершенно других выражениях, повторяется у Матфея дальше (23—26) и в параллелях у Марка (XIII, 21, 22) и Луки (XVII, 23); у последнего в другой связи. Вопрос о соответствии слов Христа исторической действительности поднимался уже Оригеном, который говорил, что во время апостолов немногие люди называли себя христами, разве только Досифей самарянин, почему (его последователи) и называются досифеанами; и еще Симон, о котором сообщается в Деяниях апостольских, возвещавший о себе, как о великой силе Божией (qui se virtutem esse Dei magnam pronunciabat). Кроме них, насколько Оригену известно, не было (лжехристов) ни прежде, ни после. Феофилакт говорит о тех же лицах, как и Ориген; но Зигабен прибавляет еще Менандра «и других». Иероним—только о Симоне волхве; позднейшие экзегеты еще о Февде и неизвестном египтянине, о котором сообщает Иосиф (Война II, 12) и Лука (Деян. XXI, 38). Чтобы объяснить, почему так мало известий о лицах, принимавших на себя имя Мессии, скажем, что эти лица — ???????????? — были всегда слишком микроскопичны, чтобы оставить по себе глубокие следы в истории. Несомненно, что и в настоящее время существует множество лиц (среди, напр., хлыстов), называющих себя «христами» и «богородицами»; но всякий, подробно незнакомый с историей хлыстовства, затруднился бы назвать определенные имена принимающих такое название лиц. То же могло быть и в промежутках между смертью Христа и временем разрушения Иерусалима. Мессианское ожидание, сильно развитое в то время и породившее целую мессианскую литературу, не могло быть только теоретическим, но, несомненно, выражалось и практически, хотя мы в точности и не можем назвать лиц, принимавших на себя название Мессии. Весьма вероятно, что примеры Февды и египтянина не были единственными, как это обыкновенно бывает. Что касается до существования лжемессии после разрушения Иерусалима, то их было множество, они существуют, как мы сказали выше, и в настоящее время, и без сомнения, появятся в большом числе пред окончательной мировой катастрофой, за которой последует полное обновление настоящего грешного миpa. Слово «прельстят» в русском переводе так же неточно, как и в ст. 4.

6. (Марк XIII, 7; Лук. XXI, 9). Читающий историю иудейской войны Иосифа Флавия вполне может видеть, что все это было до разрушения Иepyсалима. Веспасиан осадил Иерусалим не сразу, но подавил сначала галилеян. Так начались в Палестине войны и военные слухи. Ими, после мирного века Августа, в то время был полон и весь мир. Об этом свидетельствовал Тацит в начале своей истории (Hist. I, 2). В 38 г. по Р. X. начались смуты в Александрии, давшие повод к жалобам иудеев против Флакка и к удалении его; около того же времени в Селевкии—во время смуты было избито более 50,000 Иудеев. Сильный бунт был еще в Ямнии, близ Иоппии. Феофилакт относит слова Христа к «военным действиям римлян около Иерусалима». Это первый смысл слов Христа. Второй тот, что «войны и военные слухи» побуждают особенно людей к принятию Христа, и в это время Он к ним обыкновенно невидимо приходит. Третий — особенное развитие войн и военных слухов пред страшным судом и концом миpa. О «не ужасайтесь» ср. 2 Фесс. II, 2. «Всему тому»—????? ?????? нет в лучших рукописях. Поэтому перевод должен быть: «смотрите, не ужасайтесь; ибо должно быть». У Марка буквально сходно с Матфеем (но без ??? и дальнейшего ?????), у Луки прибавлено ?????? (но без ?????). Одни только войны и военные слухи не должны подавать ученикам поводов к мысли, что вместе с ними наступает и конец (Иерусалима, царств, мира).

7. (Марк XIII, 8; Лук. XXI, 10, 11). У Матфея и Марка выражения почти сходные; но Лука передает речь Христа иначе и подробнее других синоптиков. Постоянное существование борьбы народов и царств, голодов и землетрясений вряд-ли нужно доказывать. Поэтому все это могло быть и пред разрушением Иерусалима, и после него, и будет пред страшным судом. Во время великих кризисов в истории человечества все эти бедствия чувствовались и чувствуются людьми особенно сильно. Это несомненный исторический факт общего характера. Впрочем и из того времени указывают на несколько случаев, в которых видят буквальное исполнение слов Христа. Так в 45 или 47 году было сильное землетрясение в Крите, в 51г. в Риме, 53 г. в Апамеи и Фригии, в 60 г. в Лаодикии и Фригии и др. Исторически известны около того времени четыре голода (ср. Деян. XI, 28), два раза — моровая язва, жертвой которой были 30.000 человек в Риме.

8. [Марк XIII, 8 (конец)]. Болезней—??????, собственно мук рождения. Во время эволюционного мирового процесса сначала бывают, как и у рождающей женщины, только предвестники дальнейших мук, а потом начинаются самые муки. О «скорбях Мессии», здесь, по-видимому, нет речи. В 3 Ездры гл. XV и XVI подробная речь о подобных же бедствиях (ср. особенно XVI, 39, 40).

9. (Марк XIII, 9—11; Лук. XXI, 12—14). У Матфея подробная речь Марка и Луки излагается кратко. Она была изложена Матфеем раньше в другом месте,—при посольстве апостолов на проповедь (X, 17—21); поэтому прежде сказанных слов евангелист теперь не повторяет.—Слова стиха 9 можно относить к гонению на христиан со стороны Нерона, к отношению иудействующих к ап. Павлу и проч. Апостол Павел говорит: «хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый до ныне» (1 Кор. IV, 13). Представляется неверным мнение, что здесь Спаситель говорит не ученикам, а обращается к церкви. Вернее думать, что речь к ученикам, и (чрез них) к церкви.

10. О «соблазнятся» см. примеч. V, 29. Весь стих по смыслу одинаков с речью в X, 21, 22 (см. примечания).

11. Речь не тожественна с XXIV, 5; там говорится о лжехристах, здесь о лжепророках. «Видишь ли троякую войну,—именно с обольстителями, врагами и лжебратьями?» (Златоуст). В другом месте Златоуст насчитывает здесь семь браней, и даже гораздо больше: «видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» Бенгель замечает, что в начале приходят лжехристы (ст. 5); в средине лжепророки (ст. 11), а наконец те и другие (ст. 24). Gradatio bimembris (постепенность двучленная). О лжепророках и лжеучителях в первоначальной апостольской церкви особенно ясно в Дн. XX, 30; 2 Петр. II, 1; 1 Иоан. II, 18, 22, 23, 26; IV, 1; 2 Иоан. 7; в послании Иуды; Рим. XVI, 17 — 18; Гал. I, 7—9; Кол. II, 18; 1 Тим. I, 6, 7, 20; VI, 3—5, 20, 21. 2 Тим. II, 18; III, 6—8; Апок. XVI, 13; XIX, 20; XX, 10. О ложных апостолах 2 Кор. XI, 13.

12. Если в семье водворяется беззаконие или безнравственность, которая есть также беззаконие, то, как это всем известно, между членами семьи прекращается любовь. Это верно и относительно отдельных обществ, государств и народов. По отсутствии взаимной любви между гражданами всегда можно судит, что среди них водворилось беззаконие; по существованию и развитию беззакония можно заключать о прекращении среди граждан взаимной любви. В немногих словах здесь схвачена и выражена тончайшая народная психология.

13. (Марк XIII, 13; Лук. XXI, 19. Ср. Mф. X, 22; 2 Тим. II, 12; Евр. III, 6, 14; VI, 11; Апок. II, 26). Одни думали, что «до конца» означает смерть; другие— разрушение Иерусалима; третьи—период испытаний; четвертые—явлениe Иисуса Христа при втором пришествии. Нужно заметить, что если слова Христа у Матфея и Марка здесь буквально сходны, то у Луки совсем другое выражение: «терпением вашим спасайте души ваши». Почему получилась такая разница, невозможно решить. Но слова Луки бросают свет и на выражения, сохранившиеся у Матфея и Марка. Общая мысль всех этих изречений та, что спасение зависит от терпения и выносливости во время бедствий. Это соответствует вообще характеру обыкновенной житейской борьбы. На деле считаются победителями не те, которые изнемогают и падают на поле битвы, а те, которые по окровавленным их трупам подходят к намеченной цели. Под концом здесь разумеется окончание не личных, а общественных бедствий, постигающих человечество. По прекращении бедствий настанет спасение и радость, как после мук рождения. Спасение, по-видимому, разумеется не только внешнее, но и духовное, нравственное и вечное. Человек, прошедший чрез горнило испытаний, делается ???????, осмотрительным, разумным, испытанным (ср. Иак. I, 12).

14. (Марк XIII, 10—перестановка, сделанная вследствие неизвестных причин). Бл. Августин говорит: «Если кто думает, что слова: проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной значат, что это сделали сами апостолы, то на основании достоверных свидетельств можно доказать, что этого не было. Потому что есть в Африке бесчисленные народы, среди которых еще не проповедано евангелие» и проч. Такое понимание дела представляется несколько узким. Читающий апостольскую историю видит, что еще до разрушения Иерусалима евангельская проповедь приняла столь широкие размеры, что если не абсолютно, то в относительном смысле можно было говорить, что евангелие проповедано было тогда по всей вселенной. Про настоящее время также можно говорить, что христианство есть вселенская религия, хотя еще много народов не просвещено светом евангелия. Абсолютный смысл слова Христовы должны получит пред концом мира, когда о Христе и Его учении узнают все народы, что вполне возможно предполагать в виду необычайной энергии, с которою на протяжении почти двух тысяч лет (факт беспримерный в истории других религий) велась евангельская проповедь. Слово «конец» здесь означает не только конец Иерусалима, но и конец царств (вообще мировые перевороты) и мира.

15. (Марк XIII, 14; Лук. XXI, 20). Цан говорит, что слова Луки XXI, 20—24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Mф. ст. 15 и Марка XIII, 14, выражением ???? ?? ?????. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея—Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклонится в другую сторону и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иepycaлиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.—Поставленная в начале стиха частица и так (????) показывает, что новая речь поставляется в связь с предыдущею. Здесь содержатся ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эга частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение миpa служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Цан, что ???? не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не оказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней. Места из книги пророка Даниила, на которые ссылается здесь Спаситель, встречаются в пророчестве о семидесяти седьминах, считаются очень темными и потому переводятся разно (IX, 26, 27; XII, 11). Для нас здесь важно только, что в одном случае (Дан. IX, 27) LXX переводят еврейское выражение (шикуцим мешомем — множ.) чрез ???????? ???? ?????????, а в другом (шикуц шомем, XII, 11) чрез ?? ???????? ?????????. У евангелистов поставлен член ???? пред ?????????, которого нет у LXX в Дан. XII, 11. Вероятнее думать, однако, что евангельское выражение соответствует этому последнему месту и заимствовано оттуда. Шикуц шомем, ???????? ?????????, мерзость запустения, как предполагают, стало у евреев чем то в роде terminus technicus для обозначения идолов, поставленных в храме, и связанного с ними идолослужения. В таком смысле выражение употреблено в 1 Макк. I, 54, 59, где говорится, что «в пятнадцатый день Хаслева (декабря), сто сорок пятого года (168 г. до Р. X.)», сирийцы (Антиох Епифан) «устроили на жертвеннике мерзость запустения (???????? ?????????)», а «в двадцать пятый день месяца (хаслева)» принесены были жертвы на жертвеннике, который был над алтарем. То же под «мерзостью запустения» мог разуметь и пророк Даниил. Но, что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости запустения в Иерусалиме, трудно сказать. Иероним говорил, что это выражение можно или просто понимать об антихристе, или об изображении кесаря, которое поставил Пилат в храме, или о конной статуе Адриана, которая в самом святом святых стояла до того времени, когда жил Иероним. Некоторые полагали, что под мерзостью запустения здесь разумеются ужасные поступки зилотов во время осады Иepyсалима Веспасианом и Титом. Но какие бы ужасы ни производились зилотами, одно несомненно, что они были чужды идолопоклонства. На основании сказанного нужно предполагать, что Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось Иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение—сделает город и храм пустыней. В этом общем смысле выражается и Иосиф Флавий о запустении, которое предсказано Даниилом и произведено римлянами (Древн. X, 11, 7: ???????? ??? ???? ???? ???? ??????? ????????? ????????, ??? ??? ?? ?????? ????????????). — «Читающий да разумеет» — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была «церковная заметка», которая, подобно славословию в VI, 13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово ???????????, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном—читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.

16. (Марк XIII, 14; Лук. XXI, 21). Как только ученики Христа заметят в святом месте признаки начинающейся мерзости запустения, то пусть не медлят, а спасаются в горы. Ученики Христа запомнили это повеление и спаслись (Евсев. Ц. И. III, 5). Бегство в горы было, может быть, обычно у иудеев, когда им угрожала какая-нибудь опасность (ср. 1 Макк. II, 28).

17. (Марк XIII, 15; Лук. XXI, 21. Ср. Лук. XVII, 31). Выражения у Матфея и Марка сходны; но у Луки совершенно иные. Опять напоминание о необходимости спасаться бегством во время опасности. Конечно, речь Христа образная.

18. (Марк XIII, 16). У Луки дальше вставочная речь (XXI, 22); ее нет у Матфея и Марка, выражения которых отличаются приблизительным сходством. Если и с кровли нельзя сходить вниз, в самый дом, то тем более с поля не должно возвращаться, чтобы взять даже одну одежду. Указание на обычай в жарких странах, где работают без верхних одежд.

19. (Марк XIII, 17; Лук. XXI, 23). Речь буквально сходная у всех синоптиков. Женщинам с детьми весьма трудно спасаться бегством. Говоря о разрушении Иерусалима, Ориген замечаете: «и не было тогда милосердия ни к беременным, ни к кормящим грудью, ни к самым детям». О страшных бедствиях Иудеев и Иерусалима рассказывает Иосиф в Войне иудейской (ср. Евсев. Ц. И. III, 5, 6).

20. (Марк XIII, 18 пропускает слова «в субботу»). У Луки совсем нет этого стиха. Речь о неимоверных трудностях спасения. Заметка у Матфея «в субботу» характерна, и отличается чисто еврейским характером. Были случаи, когда иудеев избивали враги только потому, что они не хотели ничего делать в субботу (1 Макк. II, 32—37; 2 Макк. V, 25, 26). Христос говорит, что бедствие может застигнут Его учеников в такие дни, когда они будут наслаждаться покоем. Такая речь общего характера носит на себе и несколько специальный колорит, относясь собственно к ученикам Спасителя из Иудеев. О каком либо фарисейском соблюдении субботы здесь совсем не говорится. Это просто — образное выражение, цель которого была побудить не стеснятся даже религиозными установлениями, чтобы избежать опасности.

21. (Марк XIII, 19; Лук. XXI, 23). Речь Христа очень сходна с Дан. XII, 1: «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (?????? ? ????? ??????? ??? ??? ??????? ?? ??? ?????????? ??? ???? ?????? ???????; ср. Иер. XXX, 7; 1 Макк. IX, 27). «Ибо» относят не к одному только предшествующему (19) стиху, но вообще ко всей речи 16—20. Слово «тогда» не относится только ко времени разрушения Иерусалима. Относительно разрушения Иерусалима предсказание Спасителя подтверждается вполне сообщениями Иосифа Флавия в Войне Иудейской.

22. (Марк XIII, 20; Лук. XXI, 24). У Марка речь сходная с Матфеем; у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина под днями разумеются самые бедствия (mala ipsa), подобно тому, как в других местах св. писания говорится о «несчастных, бедственных и лукавых днях» (Быт. XLVII, 9; Пс. XCIII, 13; Ефес. V, 16). Никакая плоть—гебраизм (ло кал) значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякою плотью Спаситель «разумеете иудеев». Предсказание Христа исполнилось над Иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом; 97,000 отведено в плен. Всего же, если положится на свидетельства Иосифа Флавия, во время Иудейской войны погибло Иудеев 1,356,460 человек. — Идея о том, что Бог щадит нечестивых ради избранных свойственна ветхому завету (Быт. XVIII, 24—33). Под «избранными» можно разуметь здесь христиан или вообще праведных людей (ср. Рим. XI, 12—29). Указывают и на обстоятельства, почему действительно во время осады Иерусалима «сократились дни». Тит вел кампанию против Иудеев быстро, будучи намерен сопровождать своего отца в Рим и принять участие в его триумфальном шествии и последующих празднествах.

23. (Марк XIII, 21). Надежды на избавителя или избавителей всегда естественны во время тяжких бедствий. А у евреев они были особенно сильны. Этим могли воспользоваться (и действительно пользовались) разные люди, которые (может быть и не с целью обмана) собирали народ, чтобы вести его на кровавую борьбу. О том, чтобы они называли себя мессиями, неизвестно (кроме Бар—кохбы, см. Шюрер, I, 685; и, может быть, Февды). Но что такие люди могли появляться,—это можно считать неподлежащим сомнению историческим фактом.

24. (Марк XIII, 22). Эти слова можно объяснять «трояко» (tripliciter— Иероним)—или о времени осады римлянами Иерусалима, или о конце мира, или, по Иерониму, о борьбе еретиков с церковью и о таких антихристах, которые под ложным видом знания борются против церкви. О ложных христах только здесь и в параллельном месте у Марка в новом завете. Исторически исполнение пророчества пред разрушением Иерусалима доказать невозможно. Лжехристы вместе с лжепророками дадут великие (но ложные) чудеса, чтобы ввести легковерный народ в заблуждение (???????????), но не один только этот народ, а даже и лучших людей, избранных.

25. (Марк XIII, 23). У Марка несколько полнее и иначе. Ср. Иоан. XVI, 4; 2 Кор. VII, 3; XIII, 2. Усиление прежней и последующей речи, указывающее на ее важность. Нечто в роде педагогического приема, часто употребляемого.

26. (Лук. XVII, 23—в другой связи и больше сходно с Mф. XXIV, 23 и Марк XIII, 21, чем с разбираемым стихом). Подлежащее в греческом не выражено (в русском подчеркнутое Он). Но ясно, что речь идет об истинном Христе, о котором будет возвещать народ, или лжепророки. Последователи Христа не должны выходить на зов таких людей и не верить слухам о Мессии. Истинное явление истинного Христа будет совершенно иное и ни в ком не оставит никаких сомнений.

27. (Лук. XVII, 24—в другой связи). Нельзя согласится с Бенгелем: credibile est, Christi adventum fore ab oriente (вероятно, пришествие Христа будет с востока), потому что в подлиннике ничего об этом не говорится. Указание на восток и запад отличается безразличным характером; можно было сказать и наоборот. Пришествие Христа просто только сравнивается с обыкновенным блеском молний, особенно в ночное время, когда кажется, что весь небесный свод освещается ею. Указывается на быстроту и внезапность. В лучших рукописях нет ??? (и) после ????? (так и будет пришествие...). Пришествие Христа с этого стиха делается преобладающей темой речи. Менее важные предметы как бы поглощаются более важным. Но в речи по прежнему можно отыскивать первый и второй смысл.

28. (Лук. XVII, 37). По-видимому, действительный смысл стиха тот, что второе пришествие Спасителя будет в предопределенное время, когда зло достигнет пагубного развития, как пред потопом или гибелью Содома и Гоморры. Когда жизнь покидает тело, оно делается трупом и орлы слетаются на него: так будет и тогда, когда в мире настанет сильнейшее развитие зла. Сын Человеческий и Его Ангелы явятся тогда для исполнения божественного суда.

29. (Марк XIII, 24, 25; Лук. XXI, 25). Если начало речи ближе всего касалось судеб Иерусалима и еврейского народа, и только иносказательно можно было толковать ее относительно судеб царств и миpa, то теперь наоборот. К этому прибавим, что смысл во всей вообще речи чрезвычайно тонок, и его даже невозможно, по-видимому, выразить в простой истолковательной речи. Тут скрывается такая же правда, какая заметна и в речах других ветхозаветных пророков. Напр., у Исаии LX, 1: «встань, светись (Иерусалим); ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою». Только при помощи тонкого анализа можно понять, что это—правда, что слова пророка относятся даже к разрушенному Иерусалиму со всеми, испытанными им, бедствиями. То же и в словах Христа. Слово ?????? (вдруг) доставило многочисленные затруднения критикам, которые «пользовались микроскопом для рассматривания того, что нужно рассматривать в телескоп». Слово имеет весьма обширный смысл, и, означая «вдруг», «скоро», даже «тотчас», указывает и на огромные промежутки времени, о которых ничего нельзя сказать, в виду того, что предсказание, Христа относится к будущему времени. Слово имеет так сказать, и миниатюрный, и обширный космический смысл.—В Своей речи Христос здесь как бы все выше и выше уносится на небо. Сначала Он говорит о солнце и луне, потом о звездах и наконец о силах, действующих в самых высших сферах бытия. Здесь вообще изображение «дня Господня», великого и страшного. Для самой природы он будет страшен, солнце померкнет, и луна не даст света, звезды спадут с неба (это выражение обыкновенно понимают в несобственном смысле, но можно и в собственном) и силы небесные поколеблются. Все это образные выражения, и что они собственно значат, пока неизвестно. О применении в толковании Principia Нютона не может быть и речи. Это было бы «столь же разумно, как объяснять Евклида Гомером, и Гомера Евклидом». Мы можем наблюдать здесь только сходство с предсказаниями и величественными видениями древних пророков (Ис. V, 30; XIII, 10; XXXIV, 4; Иep. IV, 28; Иезек. ХХХII, 7, 8; Иоиль II, 10, 11; Амос VIII, 9, 10; Мих. III, 6; Соф. I, 15; Агг. II, 21; Захар. XIV, 6 и проч.).

30. (Марк ХIII, 26; Лук. XXI, 27). Что такое «знамение» Сына Человеческого, которое явится на небе? Златоуст толковал это выражение положительно—о кресте. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе,—то есть крест, который светлее солнца,—так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей». Другие толковали «знамение» в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых. Пришествие (второе) Сына Человеческого не будет походить на прежнее. Он придет на облаках небесных с силою и славою великою. Будут ли эти сила и слава только внешними, или духовными, или же теми и другими вместе, ничего определенного сказать невозможно и все попытки разрешить эти вопросы представляются только гадательными.

31. (Марк XIII, 27; Лука XXI, 28 здесь добавляет слова, которых нет у Матфея и Марка). Bсе выражения образные. Вместо «с трубою громогласною», в подлиннике—«с трубою великою» (???? ????????? ???????). У Марка этого выражения нет. В нескольких рукописях добавляется ?????? (как в русском переводе); некоторые совсем пропускают выражение «с трубою великою» или «громогласною». «От четырех ветров», т. е. из всех стран. «Ибо из каждого конца дует собственный втер, и их (ветров) четыре, они суть преимущественно ветры» (Зигабен). Слово ????? значит верхний, крайний. Оно употреблено здесь вместо «пределы», «границы» (???? ?? ?? ??????? ?????? — Евф. Зигабен). Ср. 1 Кор. XV, 52; 1 Фесс. IV, 16.

32. (Марк XIII, 28; Лук. XXI, 29, 30). Изображение пришествия Христа и страшного суда заканчивается в предыдущем стихе, и с 32 стиха предлагаются увещания, имеющие более практический характер; и такая речь продолжается во ввей ХХV главе. Смоковница здесь служит только «притчей»; слово это считают здесь равнозначительным «пример» (??????????). Смоковница была одним из главных предметов местной культуры за долго до того времени, как Иудеи завоевали Палестину. Неурожай смокв свидетельствовал о народном бедствии.—Что значит в русском переводе «ветви... мягки», трудно понять. В подлиннике «ростки… нежны» (??????... ??????), — указывается на распускание почек и молодые побеги. Это бывает пред наступлением жарких весенних и летних дней. По распусканию деревьев мы судим о наступлении теплых дней и приближении лета. Мысль разбираемого стиха разъясняется в следующем.

33. (Марк XIII, 29; Лук. XXI, 31). Объяснение стиха вполне зависит от того, что разуметь под «все сие» (?????? ?????, или, по другим чтениям, ????? ??????). Вопрос о значении этого выражения был «камнем преткновения» для многих экзегетов. Говорили, что при ответе на этот вопрос одно абсолютно несомненно, что тут не разумеется «все», о чем пророчески говорилось в непосредственно предшествующих стихах (29—31), или же вообще о том, что сказано было в 5—31 стихах. Но о чем же? Златоуст разумеет здесь, «то, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов. лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры и все, что должно случится до Его пришествия». Ответы на этот вопрос у других комментаторов темны. Говорили, напр., что под «всем этим» разумеется то, что дало повод к откровению, данному Христом. Вероятнее всего предполагать, что здесь разумеются вообще признаки времени, о которых говорил Христос раньше в XXIV главе. Как по действиям человека можно судить об его характере, наклонностях и привычках, так и по явлениям, бывающим в человеческом обществе и во всем мире, можно судить о состоянии общества и всего мира. Златоуст, как кажется, лучше объясняет это выражение, чем все другие комментаторы.—Выражение «близко, при дверях» не имеет подлежащего у Матфея и Марка; но у Луки—«близко царствие Божие». Можно принимать ????? у Матфея и Марка за мужеский род и переводить: Он, т.е. Мессия, близок; но можно, как и в русском. В последнем случае выражение должно означать скорое наступление предсказываемых событий.

34. (Марк XIII, 30; Лук. XXI, 32). Златоуст говорит, что Спаситель «здесь говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс. ХXIII, 6)». Притч. XXX, 11—14; Иер. VIII, 3. Иероним понимал выражение «род сей» двояко: aut omne genus hominum significat, aut specialiter Judaeorum (означает или весь род человечески, или специально Иудеев).

35. (Марк XIII, 31; Лук. XXI, 33). У Марка и Луки выражения буквально сходны. У Матфея—незначительные отступления (????????????, согласовано с ??? и ??????????). Подобные же слова сказаны были о ветхозаветном законе (Mф. V, 17; Лук. XVI, 17). Теперь Спаситель говорит о Своих собственных словах. Мы не можем судить о том, какое исполнение получит его изречение в будущем. Но что слова Христа не «преходили» до настоящего времени, это засвидетельствовано историей. На этом основании следует думать, что они не прейдут и в будущем.

36. (Марк XIII, 32). В русском переводе у Марка прибавлено: «ни Сын»; но у Матфея это слово опущено. Большинство экзегетов, в особенности древнейшие, считают, что выражение «ни Сын» было подлинным также у Матфея, причем неведение Сына относили к Его человечеству, а не Божеству. Некоторые же объясняли неведение Христа Его смирением. Все, что Он слышал от Отца, Он сказал ученикам Своим (Иоан. XV, 15); но то, что Отец удержал в Своей власти, Ему не было известно в состоянии Его уничиженного человечества.

37. Букв.: но как дни Ноя, так будет и проч. У Матфея пропущены слова Луки XXI, 34—36. Параллелью у Луки здесь служат XVII, 26 — слова, сказанные в другой связи. История потопа, на которую здесь ссылается Спаситель, общеизвестна. Пред великой катастрофой люди вели себя так, как в обычное время. Так будет и во время второго пришествия.

38 и 39. (Лук. XVII, 27). Ссылки, впрочем общие, на Быт. VI, 5, 11—13 и VII, 7.

40 и 41. (Лук. XVII, 34, где содержится добавочная мысль к сказанному у Mф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от «дней Ноя» к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. Тоже и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. «Две мелющие в жерновах»—перевод неточен,—потому что в «жерновах» в подлиннике единственное число (?? ??? ????),—и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях ?? ??? ?????? — на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение ?? ??? ???? значит «жерновом», и таким образом выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat. instument. с ??; см. Blass Gram. стр. 114). На обычай женщин молоть указано в Исх. XI, 5; Исаии XLVII, 2. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе.

42. (Марк XIII, 33, 35). «В который час» (???? ???) в русском нужно заменить выражением «в который день» (???? ?????), потому что последнее чтение следует считать боле вероятным. Стих есть правильный и логический вывод из только что сказанного, где речь была о неожиданности парусии. Этот вывод имеет практический характер, есть увещание к бодрствованию. Порядок и ход мыслей совершенно естествен, и делается еще естественнее при рассмотрении дальнейшей речи. Поэтому напрасно замечают, что в речи Христа, как она изложена у Матфея, «запутанность», и что здесь находится ясная основа для интерполяции.

43. (Лук. XII, 39,—в другой связи). Как в русском, так и в Вульгате перевод «бодрствовал бы» (vigilaret) неточен. В подлиннике аорист ??????????? ?? — значит «проснулся бы». Подобная же мысль выражается и в других местах нового завета, 2 Петр. III, 10; 1 Фесс. V, 2, 4; Апок. III, 3; XVI, 15.

44. (Лук. XII, 40,—почти буквально сходно, с перестановкой только ??? ?? ?? ???????? ??? = ??? ?? ??? ?? ???????? и с выпущением начального ??? ??????). Предыдущей пример (ст. 43) указывает на предположительный случай обыкновенного воровства и грабежей, о которых обыкновенно не знает наперед хозяин дома. В разбираемом стихе предположительная речь изменяется в положительную и смысл ее таков: не будете похожи на хозяина дома, который не знает, когда придет к нему вор. Вы также не знаете, когда придет Сын Человеческий; но постоянно бодрствуйте, потому что это всегда и неожиданно может быть.

45. (Лук. XII, 42, с некоторыми изменениями). У Матфея ??????? — раб, у Луки ????????? — эконом (русск. домоправитель). Последнее выражение, может быть, точнее; но оно встречается только у Луки (XII, 42; XVI, 1, 8), а не у других евангелистов. Разницы в смысле нет, потому что и экономы обыкновенно избирались из рабов. Выражение не относится только к ученикам (что особенно видно из дальнейшей речи в ХХV главе), и не говорится, что только они одни должны вести себя правильно, быть верными и благоразумными рабами, а вообще ко всем людям. ??? здесь нe = ?? ???. Вопрос служит продолжением и, так сказать, детальным разъяснением предыдущей речи.

46. (Лук. XII, 43). «Так», т. е. правильно, добросовестно и во время дающим пищу рабам—другим людям, которые служат у того же хозяина. Можно понимать и в буквальном, и в духовном смысле. Указывается на обязанность честного и добросовестного обращения с людьми, потому что хозяин может возвратиться неожиданно и подвергнуть взысканию негодного раба. Тот раб, поставленный начальником над другими рабами, который поступает добросовестно с ними, блажен (????????).

47. (Лук. XII, 44 — с заменою только ???? словом ???????). Служебные права раба были раньше ограничены, хотя он и был поставлен начальником. Но если господин его увидит, что раб добросовестно исполнял порученные ему обязанности, то расширит его права, сделает его начальником и распорядителем не только над рабами, но и над всем своим имуществом.

48 и 49. (Лук. XII, 45, с различием в выражениях). В ст. 47 и 48—49 изображается, очевидно, один и тот же раб, поставленный начальником и распорядителем над другими рабами. Он может вести себя хорошо и худо. Сначала рассматривается первый случай (ст. 46 и 48), а потом второй (48 и 49). Даже и добрый и верный раб, отчаявшись в том, что господин его возвратится скоро, может изменить свое прежнее доброе поведение. Пороки, изображенные Христом, были хорошо знакомы в Палестине. О пьянстве упоминается больше тридцати раз в ветхом завете. Оно сильно было обличаемо пророками (напр. Исаии XXVIII, 1 и проч.). Образы в речи Христа заимствованы прямо из жизни и отличаются живыми красками. Всякий согласится, что так, как говорит Он, бывает и до сих пор.

50. (Лук. XII, 46). Мысль та же, какая развита была в предыдущей речи—о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания, и соответственного им поведения.

51. (Лук. XII, 46), — вместо «с лицемерами» — у Луки «с неверными». Последнего предложения «там будет… зубов» у Луки нет. В остальном—буквальное сходство. Слово «рассечет»—в переносном смысле здесь значит строго накажет (буквально ????????? значит рассекать, разделять на двое). Что ????????? здесь следует понимать не в буквальном смысле и что злой раб не будет убит, видно из дальнейших слов, где говорится об «участи» его вместе с лицемерами. Слово «участь» тотчас как бы превращается в место мучения и затем говорится, что там будет плач и скрежет зубов (объяснение этого выражения см. в примеч. к VIII, 12). О рассечении ср. Дан. II, 5; III, 96; ХIII, 59; Евр. IV, 12; XI, 37.
Молитвы школы
Будьте здоровы и сорадуйтесь истине!

Ответить

Вернуться в «От Матфея Святое Благовествование»