Страница 1 из 1

5 - Послание к Евреям святого апостола Павла

Добавлено: 16 фев 2011, 09:59
Jakob
[spoiler]1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить _жертвы_ о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом _месте_ говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за _Свое_ благоговение;
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, _судя_ по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. [/spoiler]

Скачать аудио 1,0 Mb

Лопухин: 5 - Послание к Евреям святого апостола Павла

Добавлено: 16 фев 2011, 10:01
Jakob
ГЛАВА V.
Общее обоснование полномочий первосвященника (1-3). Иисус Христос удовлетворяет условиям полномочности первосвященников и по призванию Божию, и по способности быть истинным ходатаем за других (4-10). Краткое назидание по поводу сказанного (11-14).

1-3. «Для человеков поставляется на служение Богу...» Хотя каждый человек обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не исключается и сам первосвященник (Лев. 16:11-15 и д.). Таково установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о невежествующих и заблуждающих (ср. 1Ин. 3:9; 2:3, 11 и др.), что имеет, впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой надежды (Чис. 15:22, 31; Лев. 4:2; 5:1-15).

4. Первосвященническое служение именуется здесь честью, что предполагает его особое достоинство, высоту и ценность: избрание совершает Сам Бог для ближайшего служения Ему и для спасения других.

5. «Присвоил славу...» - греч. ??????? ?????????? ????????... - слав. «не Себе прослави быти первосвященника...» Если для обыкновенных людей составляло честь самое избрание в первосвященники, то Сын Божий, Который уже по существу Своему имел всю полноту прав первосвященства, в высшем смысле слова получает Свою первосвященническую честь и славу особым образом - исполнением воли Божией относительно спасения человека путем Своих страданий (Лк. 24:26, 46-47).

6. «Священник во век по чину Мелхиседека...» Выражение заимствовано из 109 Пс. (4 ст.), несомненно признаваемого мессианским. Псалмопение пророчествует о царе, который именуется Господом (моим, т е. Давидовым, ср. Мф. 22:43; Мк. 12:36 и др.), седящим одесную Бога, причем все враги будут под ногами Его. Таким царем - одноименным Господу, равночестным Ему и равносильным, конечно, мог быть только Сын Божий - Мессия - Христос. Этот духовный царь из семени Давидова будет вместе и Иереем по чину Мелхиседека, т е. соединит в себе оба звания - и царство, и священство - в одно неразрывное и таинственно-значительное целое, как соединял их Мелхиседек. Сопоставление с Мелхиседеком и выяснение особого духовного сродства с ним Сына Божия, как Царя - Первосвященника, в дальнейшем еще несколько раз останавливает на себе внимание апостола.

7-10. Апостол дает напоминание о том пути страданий и скорбей, которым Христос достиг того, что был наречен от Бога Первосвященником нашим, виновником спасения вечного. Моления, которые Он приносил Отцу Своему с воплем и слезами, показывают, с одной стороны, что Он не был самовольным присвоителем себе царско-первосвященнического служения. Напротив, он был послушным орудием в руках Отца Небесного, избравшего для Него такой тяжелый путь к этому служению, на котором Он должен был познать тяжким опытом, что такое человеческая немощь, чтобы быть способным сострадать немощам нашим и быть образцом и для нас спасительного послушания. - «Во дни плоти Своей...» - во время земной жизни (ср. II:14; 1Пет. 4:2). - «С сильным воплем и со слезами...» Здесь, очевидно, разумеются молитвы Господа в саду Гефсиманском. Как была услышана эта молитва, разъясняет св. Ев. Лука, сообщая, что тогда был послан ко Христу Ангел, который и укрепил Его (XXII:43) на предстоящие страдания. - «Быв наречен от Бога Первосвященником...» Это «наречение», или прославление Богом Христа как Первосвященника должно было последовать одновременно с совершением нашего спасения в момент Крестной смерти Спасителя («совершишася!»).

11-14. Апостол затрудняется слишком глубоко касаться затронутого им важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей, требующих «молока, а не твердой пищи», т е. более начального учения (ср. 1Кор.3:2; 1Пет. 2:2). Впрочем, далее (VI:9 ст.) он оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности же не отступать от уже достигнутого совершенства. И те, которых он сейчас называет неспособными слушать (11 ст.), сделались таковыми вопреки более естественному ожиданию видеть их более совершенными (12 ст.). Все же апостол начинает далее вести их к этому совершенству познания учения Христова (VI гл.).